Люда Орел (coachblog) wrote,
Люда Орел
coachblog

Пищевые расстройства Мойши, рефлексия и разбитое зеркало

Сегодня думала о том, что когда психологи пишут про "зеркало", "отзеркаливание" и т. д., часто бывает не понятно, о чем вообще идет речь. Что за зеркало такое? Метафора интуитивно понятна, в чем-то, "но что конкретно"?
И вот как-то так у меня мигрень сработала (наверное), что слово "отражение" и его перевод на английский (reflection) оказались у меня в сознании где-то рядом, и для меня стало возможным связать понятия "отражение" и "рефлексия".
Сейчас объясню, в чем тут дело.

Вот есть такой замечательный анекдот:
- Мойша, иди домой!
- Я что, замерз?
- Нет, ты кушать хочешь!

Когда мы говорим о рефлексии, речь идет об отражении в сознании некоторых фактов внешней и внутренней реальности. Причем, об отражении в значении "отобразить".

Ну то есть, если мы говорим: "полк отразил атаку врага", то это означает: 1) некто из этого полка отобразил в своем сознании, что враг предпринял атаку; 2) он каким-то образом поделился этим своим знанием с другими; 3) командующий и другие военные скоординировали свои действия по исправлению ситуации; 4) действия были осуществлены; 5) действия принесли желаемый эффект (враг бежал или "был разбит").

Вот когда психологи говорят, что ребенку от взрослого нужно "отражение", то речь идет, конечно, о том, что взрослый поможет ребенку отрефлексировать свое внутреннее состояние в связи с неким состоянием внешней среды. Именно этот запрос мы видим в вопросе Мойши ("как мне следует трактовать свое внутреннее состояние в свете твоих действий?", или, формулируя иначе, "какое отношение твои действия имеют к моему состоянию?").

При этом мама Мойши отображает все что угодно, только не состояние Мойши.
Но ее способностей к рефлексии не хватает на то, чтобы отразить, отобразить этот факт в своем сознании.
Зато ответить на вопрос в соотвествии со своим уровнем понимания происходящего она вполне может. Своим ответом она призывает детеныша запустить в своем организме выработку пищеварительных ферментов в связи с тем, что она уже приготовила обед.

Ошибка же состоит в том, что она выдает Мойше некую внешнюю реальность ("еда готова") за его внутреннюю. Результатом такого рода "воспитательных" действий будет неспособность Мойши распознать чувство голода, поскольку понятие "голод" в его сознании подменяется на понятие "аппетит" (это, кстати, наиболее частая причина многих пищевых расстройств), при этом само понятие "аппетит" не вводится.
___

Отдельно я представляю себе будущее Мойши - например, как такое "воспитание" может сказаться на эффективности работы фирмы или отдела, которым управляет Мойша (если он вырастет и станет руководителем) - но об этом я напишу позже, если доберусь (или сами подумайте). И никакие (ну, почти) консультанты по управлению ему не помогут, потому что проблема вообще в другой области.
Tags: write-or-die, валеология, воспитание, менеджмент качества жизни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments